Редкий мужчина не сталкивался в своей бытовой практике с банальной житейской проблемой: гайка или болт заржавели, не откручиваются, сидят намертво. Необходимы стали замена санузла, ремонт металлических конструкций, садового инвентаря, уличной беседки, в конце концов, старое колесо снять нужно... а тут, коррозия металла, резьбовое соединение безнадёжно испорчено, окислы при эксплуатации и агрессивной среде увеличились в объёмах и приводят к заклиниванию. Мелкодиспенсорная пыль и грязь, регулярно попадающие на резьбу, усиливают трение между соединенными поверхностями и раскручивание заржавевших деталей становится практически невозможным.
Статистически, первое, чем воспользуются 99 технически не подкованных человек из 100 – это грубая физическая сила. И это главная ошибка! Практически гарантированно приводит к срыву резьбы, срезанию граней гайки или болта и даже к поломкам самих ключей.

Предлагаем рассмотреть несколько рекомендаций, которые помогут справиться с заржавевшей гайкой.
 
- Откручивать проблемные гайки эффективнее не рожковым ключом, а накидным,  следует выбрать именно шестигранник.
 

- Воспользуйтесь средствами, уменьшающими трение и, в идеале, имеющими свойство растворять загрязнения. Для этого можно обратиться к знаниям химии либо к интернету, второе происходит, конечно, чаще. Необходимо вещество, обладающее высокой проникающей способностью. Сейчас на рынке предложений средств, облегчающих откручивание резьбовых соединений, множество. Самым популярным и эффективным можно назвать аэрозольный препаратом «WD-40».

Есть очень положительный опыт со средством Krown «The Solution», которое быстро оказывает воздействие на заклинившие или заржавевшие части соединений, возвращает им подвижность. 

Следуйте всегда инструкции к препаратам.
Можно воспользоваться керосином, скипидаром, бензином, тормозной жидкостью, дизельным топливом… Не универсальные варианты, но в конкретных случаях могут помочь. Далее в перечне упомянем уксусную или любую другую не очень сильную кислоту (подойдет и уксусная эссенция), которые способны растворить окислы металла. В крайнем случае можно попробовать воспользоваться обычной газированной водой с ортофосфорную кислотой в составе. Помните байки про кока-колу и дальнобойщиков? Вот, почему бы и нет.

Щедро смочите резьбовое соединение, лучше это сделать с помощью тряпки, создавая эффект компресса, и подождите примерно 10-20 минут, дайте время жидкости глубоко проникнуть внутрь резьбы, вступить реакцию. Затем слегка постучите по всему периметру заклинившей гайки молотком. Не резко, в раскачку пробуйте откручивать. Иногда становится достаточным немного провернуть гайку в сторону затягивания, чтобы окислы сдвинулись с места и дали ход по резьбе. Если после первой манипуляции не удалось, снова смочите тряпку, обмотайте ею резьбовое соединение, выждите интервал времени, попытайтесь еще раз.
 

- Следующие пара способов оригинальные: нагрев и охлаждение.
Теперь вспоминаем физику: при нагревании тела имеют свойство расширяться, что успешно можно использовать для расклинивания соединения по резьбе. Неудача попыток разблокировок заключается в неправильном нагреве. А как нагреть правильно зависит от сочетаний металлов и конструкций соединения. К примеру, очень часто шпильки из стали или сплавов ввернуты в корпус из цветного металла. При нагревании шпильку может заклинить еще сильнее. Вывод: нужно не саму шпильку греть, а то, во что она ввернута. Делайте эту манипуляцию очень быстро, не допустите разогрева шпильки. Не лишним будет напомнить, что температура плавления стали выше, чем у сплавов алюминия, поэтому нужно поймать нужный момент нагрева и не переусердствовать.
При соединении не откручивающейся стальной гайки на стальной шпильке, нагревать нужно гайку. Понадобится газовая горелка, действовать нужно быстро, накалять докрасна. Как только гайка покраснеет, пробуйте сразу же ее открутить, как только температуры гайки и шпильки уравниваются, манипуляции по откручиванию становятся бесполезными. Не пытайтесь использовать зажигалку: напрасная трата времени и повышенный риск ожогов рук.
Второй термо-способ откручивания резьбы — это охлаждение льдом. Честно, данный метод далеко не эффективный. Разница температур льда и металлов слишком не значительна.

 

- Механические приёмы разборки.
Если коррозированная резьба никак не поддается физическим усилиям, можно попробовать его разрушить оптимальным для данного соединения способом. При этом логичнее пожертвовать гайкой, чем сложнее заменяемыми болтом или шпилькой. Прежде всего хорошо простучите молотком по всем граням гайки. При вибрациях, механических воздействиях ударов окислы в резьбе частично разрушаются, сдвигаются со своих мест и гайка хоть немного, но должна поддаваться. Рассчитывайте свои силы. При простукивании зафиксируйте чем-то тяжёлым с обратной стороны, чтобы избежать повреждений шпильки или самого корпуса детали. При сильном нажиме ключа (лучше с удлиненной ручкой), гайка уже сможет провернуться на резьбе. Она будет прокручиваться вокруг оси, не передвигаясь по ходу резьбы верх/вниз. Главное, сошла с мёртвой точки и в данном случае её придётся просто срезать. Если доступ к гайке свободен для крупного инструмента, то легко оформить срез угловой шлифовальной машинкой - болгаркой. Если к гайке очень проблематично подобраться, берите гайкорез —  специальный инструмент, который заменяет молоток и зубило.

Если у Вас среди инструментария нет ничего из указанного выше, на помощь приходит ручное ножовочное полотно, что, дольше по времени, неудобно и энергозатратно для человека. Рекомендуем рассмотреть вариант приобретения гравера, который способен успешно перетереть гайку в труднодоступном месте.

Безусловно, выбирая способ, которым Вы будете пробовать справиться с заклинившим соединением, стоит адекватно оценить степень повреждения коррозией и масштабы проблемы. Зачем мучиться с откисанием деталей, а уж тем более с таким технологичным способом, как нагрев, если гайки пойдут на выброс. Экономьте время, нервы и деньги, сразу срезайте. А если шпилька способна еще к эксплуатации, то действовать придется терпеливо и очень аккуратно, не допуская зубилом или шлифовальным кругом повреждений резьбы.

Самое главное, чем хочется зафиналить полезную статью для Вас:  чтобы обезопасить себя от возникновения таких проблем, как заржавевшая гайка, рассматривайте всегда варианты приобретения только КАЧЕСТВЕННОГО КРЕПЁЖА! Отдайте предпочтение крепежу, технология производства которого подразумевает многолетнюю эксплуатацию в агрессивной среде. Нержавеющие или оцинкованные гайки не боятся ржавчины, они не подвержены окислению. Не забывайте о системе профилактики и обслуживания: специальные смазки, защитные покрытия ощутимо увеличивают срок службы крепежа, повышают коэффициент безопасности эксплуатации конструкций, увеличивают возможности демонтажа и нового монтажа одних и тех же соединений, сохраняют эстетический вид. Непосредственно перед закручиванием смажьте гайку моторным маслом или солидолом – прекрасная профилактика.
Приобретая гайки и болты, не постесняйтесь попросить у продавца предоставить документальные подтверждения изготовления метизов с соблюдением всех требований и норм, использования высококачественного сырья, соответствия крепежа своему классу прочности, ознакомьтесь с сертификатами.

ВНИМАНИЕ! Не используйте способы борьбы с коррозией, описанные в данной статье, если Вы не уверены в своих силах и навыках, чтобы избежать травматизма.

 

Пресс-служба группы компаний ВоКа

Дата публикации 01 апреля 2016

Ссылка на ВоКа обязательна!